?

Log in

No account? Create an account
Минск
История и современность
Из истории Лошицы 
20-фев-2011 06:44 pm
Кубоид Мориса Эшера
Почему речку назвали Лошей, никто точно не знает. Возможно, из-за лоша (лосося) , якобы водившегося в ее водах. А может быть, виновата легенда о раненом князе, которого с поля брани здесь вынесла на себе белая лошадь. Так или иначе, на одном из берегов еще в старину появилась усадьба Лошица.
Белый дом с лепными карнизами, паркетными полами, изразцовыми печами и выходящий к реке старинный парк поражали своей пышностью. А на противоположной стороне реки друг к дружке прилепились маленькие хатки. Два берега были похожи друг на друга так же, как роскошные княжеские одежды на рубище нищего. Тем не менее между ними существовала тесная связь: в имении жили паны, а напротив — их работники, занятые на винокурне, мельнице, в огородах. О самой усадьбе в наши дни много раз писали газеты, а вот история деревеньки незаслуженно осталась в тени.
Агафьино счастье
Сейчас на этом месте улица Чижевских. В одном из домиков живет последний абориген Лошицы — 86-летний Леонид Петрекевич. Он вдовец, заботятся о патриархе селения две дочери и племянница.
— В этой хате жили дед с бабкой, родился отец, а в 1925-м и я, — поясняет Леонид Викентьевич. — Моя бабушка Лиза 1842 года рождения прожила 100 лет и многое помнила об этих местах. Она рассказывала, что когда-то здесь стояли всего семь хат. Поблизости пан отстроил винокурню, спиртзавод, домик акцизника, корчму. Работали дед с бабкой у хозяина поместья Евстафия Любанского: дед Иван — на спиртзаводе, а Елизавета — на панской кухне. Пан славился добротой и щедростью. Он часто собирал крестьянских детей у себя в доме, устраивал для них праздники с танцами и сладким столом.
По архивным данным, когда однажды работница Агафья Журавин покалечила руку на сечкарне, хозяин поместья подарил ей «дом с постройками, рябого быка, одну рыжую корову, одну лошадь, три поросенка и дробины». Действительно, добрый был пан.
Пастушок с ноготок
— После революции в этих местах создали колхоз имени НКВД, — продолжает Лео­нид Викентьевич. — Денег не платили, отмечали трудодни, на которые осенью мы получали зерно и картошку. Чтобы палочек было больше, во многих семьях к работе привлекали и детей. В шестилетнем возрасте мать отправила меня пасти колхозных телят. Я заигрался с ребятами и забыл про них. Телята разбежались и потоптали огороды. Меня в первый же день и уволили. Но уже через пару лет я снова стал пастушком при колхозных жеребятах. И все повторилось: зазевался, а жеребята забежали на колхозные грядки и стали там кататься на спинах. Односельчанки меня отругали, грядки подправили, но колхозному руководству не доложили.
В редкие свободные минутки со сверстниками играли в войну на старой мельнице. А в 1932 году в клуб впервые привезли кино. Смотреть фильм «Чапаев» собралась вся деревня — диво-то какое! Мест не осталось, и мелюзга улеглась прямо на полу. Тут на экране скачет чапаевская конница, да прямо на нас, саблями машут! Мы страшно перепугались и с криками выбежали из клуба.
10 лет с конфискацией
1930-е годы были суровыми и голодными, крестьян раскулачивали, забирали скот. За малейшую провинность людей отдавали под суд.
— Отец с соседом и колхозным бригадиром повезли в город сдавать по госпоставкам капусту. По дороге рассудили, что ничего страшного, если килограммов 20 продать. Так и сделали. Купили пару бутылок, закуску. Выпивали вместе, но потом бригадир их выдал, а сам прикинулся, будто не знал, что на неправедные деньги пили. Отца и соседа судили и дали по десятке с конфискацией имущества. Потом срок сократили до двух лет…
А корову забрали. Мать Лени работала дояркой, и свою Буренку ей пришлось доить уже в колхозном стаде. Надо было как-то выживать без кормильца, а как? В Лоше водилось много рыбы, и Леня часто рыбачил, чтобы помочь семье.
В школу дети ходили в Минск на улицу Денисовскую — пешком 5 километров. Первый транспорт из города в сторону Лошицы пустили лишь в 1938 году. Это был автобус «ЗИС-5», останавливался он недалеко от школы и доезжал почти до деревни. Денег на билеты у детей не было, а проехать хотелось. Леня с одноклассником вставали сзади на бампер и ехали. Если шофер замечал их, то останавливал автобус и гнался, чтобы надрать уши. Да куда там! Мальцы разбегались в разные стороны, а он только кулаком вслед грозил.
Во саду ли вишня…
В 1925-м при совхозе «Лошица-1» открылся белорусский филиал Всесоюзного института растениеводства. Именно здесь белорусская селекция стала развиваться как наука. Ученые жили в поселке на территории Лошицы и работали с большим энтузиазмом. Старожил этих мест профессор Анатолий Волузнев один из них.
— Я встречалась и беседовала с ним в 1980-е годы, когда писала дипломную работу по реставрации усадебного комплекса «Лошица», — рассказывает архитектор Галина Левина. — Он вывел много сортов белорусской смородины, я их видела и пробовала. Ягоды крупные и сладкие…
Много сделали для белорусской селекции и супруги Сюбаровы. Алексей Ефимович занимался выведением новых сортов яблок, а его жена Эмма Петровна — вишней и черешней. Так как в Лошице очень плодородные почвы, все хорошо приживалось. Когда коллекцию сортов, выведенных Сюбаровыми, перевезли в другое место, многие растения погибли.
Спасло жизнь ранение
Особое место в судьбе жителей Лошицы занимает винзавод, много лет «украшавший» их будничную жизнь. Появился он еще в конце 1920-х при местном совхозе и функционировал до 1990-х годов.
— Свои фрукты мы тоже сдавали на завод, — вспоминает Леонид Петрекевич. — За них давали деньги. Из всего садового сырья на заводе делали плодовые вина, которые жители называли «червивкой», потому что плоды давили все подряд, и с червями тоже. Помню, мужики как-то заспорили между собой, вредно ли вино с червяками. Долго спорили, но один из соседей убедил всех одной фразой: «Да его ж спиртом обеззараживают!» Действительно, вина эти были крепленые, 16-градусные, с добавлением спирта. Их продавали во всех магазинах. Одна бутылка стоила 90 копеек.
Многие жители деревни работали на винзаводе и тайно под одеждой выносили напиток в грелках. Пили литрами. Аукнулось употребление «червивки» позже. В 1950-1970-е годы люди стали умирать один за другим — не выдерживали печень, сердце. От цирроза печени умер отец Леонида Викентьевича, чуть позже — брат, потом — соседи. Ему самому употреблять спиртное категорически запретили врачи — из-за ранения в голову в Великую Отечественную. В мирное время это спасло дедушке жизнь.
Под звон трамваев
30 августа 1985 года Лошица вошла в черту Минска. В начале века нынешнего по соседству вырос жилой район. Недавно жителей улицы Чижевских официально известили о предстоящем сносе. На месте частного сектора запланирована современная жилая застройка. Эту новость жители приняли без особой радости, ведь людям нелегко отрываться от привычного уклада жизни. И только Леонид Викентьевич стал исключением.
— Очень хочу дожить до сноса и переехать в квартиру со всеми удобствами, — признается он. — Всегда мечтал не топить печь, не носить со двора воду. Открыл кран — и горячая потекла, зашел в ванную — тут тебе и баня!
Дедушка любит городской шум и суматоху. Иногда садится в автобус и выезжает в центр города. Просто так, чтобы посмотреть на людей, послушать звон трамваев…
В бывшей деревне Лошица сохранились полуразрушенные панские постройки — спиртзавод, винокурня, домик акцизника и корчма. Неужели и их снесут?
— Ни в коем случае. Все это будет отреставрировано, — успокаивает научный руководитель по реставрации лошицкого комплекса «Бровар» Галина Левина. — Сейчас разрабатывается архитектурный проект, затем начнутся работы. Этот уголок предстанет перед минчанами и гостями столицы в стиле старой промышленной архитектуры. Мы постараемся максимально сохранить для потомков аутентичность построек.
— Что же будет в них после реставрации?
— Спиртзавод и винокурня превратятся в 4-звездочную комфортабельную гостиницу. В домике акцизника расположится кафе со старинной панской кухней. Что будет в корчме, пока неизвестно…
Любовь Егоренкова, Вечерний Минск
Историю Агафьи Журавин (конечно, без упоминания имени) рассказывала мне несколько лет назад жительница Партизанской улицы. И вот неожиданное подтверждение легенды, правда, не в полном объеме.
promo minsk1067 february 16, 2016 18:26 Leave a comment
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у voolchitza в Немига. Исчезновение легенды. Или путешествие под Минском. Почти три месяца назад, перед путешествием в Индию, я с Васей Семашко решила пройтись по легендарной реке Немиге, которую когда-то спрятали под центральными улицами Минска, и вот что из этого…
Comments 
20-фев-2011 05:12 pm
Получается, старая мельница была заброшена ещё до войны. Школа "на Денисовской" - это, наверное, и есть 29-ая? А про учреждение, которое до 1925-го действовало под прикрытием института растениеводства, всё-таки не пишут.
Жаль Лошицу. Столько всего там переплелось - можно хороший док. фильм снять.
20-фев-2011 07:21 pm
Да, 29-я.
Этот дед родился как раз в 1925, так что вспоминать ему об этом учреждении трудно :-)
20-фев-2011 07:27 pm
Про такие учреждения все с трудом вспоминают :) А журналист всё-таки может упомянуть для справки.
21-фев-2011 11:36 am
«старая мельница была заброшена ещё до войны»

Калісь чуў, што ў млыне была катавальня НКУС, шмат каго пазабівалі.
21-фев-2011 01:31 pm
Я там сустрэў аднойчы старую жанчыну, якая мне таксама пра гэта казала.
20-фев-2011 05:35 pm
"Мы постараемся максимально сохранить для потомков аутентичность построек.
— Спиртзавод и винокурня превратятся в 4-звездочную комфортабельную гостиницу."

конечно, все те, кто лишился мозгов и вкуса по неведомым причинам, уже отыгрались на усадьбе и сохранили для потомков всю аутентичность.
на этой красивой улочке все здания в аварийном состоянии, скоро и эти упоминания об истории сотрут еурарэмонтам
20-фев-2011 07:22 pm
Что касается спиртзавода и винокурни - я не против такого переустройства. Не худший вариант.
Хотя, конечно, смотря как переустраивать.
20-фев-2011 08:03 pm
а я верю в чудеса, но не в инновациях и реставрациях беларускай архитектуры. Знаю, что есть люди очень компетентные и в этой сфере, но,зачастую, ключевые решения принимают не они.
Буду надеяться, не заплачу как после первого взгляда на отреставр. усадьбу. Эта улочка для меня одна из самых душевных в Минске, старые дома, винокурня. старых домов уже нет.

Спасибо вам за пост)
20-фев-2011 09:43 pm
Про реставрацию... Оно то, может, все и так, да только парк сейчас превратился в крайне попсовое место с шашлыками и водкой. Когда не было всех этих дорожек и беседок - там было ощущение чего-то настоящего, пусть и заброшенного. Сейчас в парк просто стало неинтересно ходить. А когда "отреставрируют" те красные развалины в глубине, в сторону Серебрянки (винокурня, вроде?), от парка просто ничего не останется.
20-фев-2011 09:45 pm
Точнее, превратилась его припрудная часть. Да. И свадьбы сплошные.
20-фев-2011 09:49 pm
Ну, это пока припрудную. Если пройти дальше, в сторону Серебрянского мостика, то можно увидеть, что там делают все то же самое. В принципе, вдоль Маяковки до самого Камвольного уже сделали "евроремонт", а если глубже забраться, то там только начали. Летом видел там что-то напоминающее теннисные корты. В общем, жителям Лошицы скоро не нужно будет возить детей в Парк Челюскинцев.
20-фев-2011 09:51 pm
Вообще-то детский парк в районе "Лошицкого" ДК изначально был запланирован. И - страшную вещь скажу - я не против. Сохранить фрагмент яблочного сада нужно, но весь сохранять - нужно ли?
20-фев-2011 10:00 pm
Ну, Вы знаете, я так часто бурчу. Мне развалины всегда больше новостоя нравятся. Я не много не об этом. Может, и не нужен сад целиком. Но, как говаривал один мой приятель, наш с Вами общий фрэнд skryppa, во всем мире инструментом реставратора является кисточка, а у нас бульдозер. Собственно, пример самой усадьбы. И потом, понимаете, со всей этой "реставрацией" потерялся дух Лошицы. Нет больше парка, по которому можно в одиночестве побродить, шурша листвой. Там построят гостиницы, может быть, аттракционы, и будут на входе продавать поп-корн и мороженое. И парк превратится просто в один из одинаково безликих парков, со свадьбами, ребятишками.

Я, как бы, город из-за этого и не люблю, и именно эта нелюбовь подвигла меня на "эмиграцию" из Минска. Но вот еще совсем недавно, когда я жил в Лошице, в Минске было прекрасное место, где не чувствовалось "города" - Лошицкий парк. Теперь этого места почти уже нет...
21-фев-2011 06:31 am
Я согласен, конечно. Но вот вопрос: а что представлял собой парк при Евстафии Любанском и его предшественниках? "Руины" Царицынского парка в Москве были построены искусственно; но здесь-то каплица стояла целой и невредимой.
Старый нерешенный вопрос: что является целью реставрации? Восстановление того, что было (другой, отдельный, вопрос - как это восстановлено) или сохранение, консервация того, что осталось?
У меня нет единственного ответа на этот вопрос.
21-фев-2011 01:34 pm
Именно этот "другой, отдельный вопрос" меня и заботит. Консервация -лучший выход, на мой взгляд.
21-фев-2011 09:59 am
Что вы говорте! Какая Лошица! Какие усадьбы!
Вот оно - будущее Лошицы, уже сейчас воспетое в стихах и фотографиях молодым аборигеном!
http://makutello.blogspot.com/2010/08/blog-post_09.html
И смотрите сами, какую роль в этом будущем играет сам парк!
Вот что будет... Уже и бояться поздно...
21-фев-2011 10:24 am
Вот тут я особого криминала не вижу, кроме слабых стишков. Он о совсем другой Лошице, на месте которой было поле и фруктовый сад. Парк он сам от этой Лошицы отделяет, называет его "единственной достопримечательностью" и не покущается на перестройку.
Новая Лошица на парк никак пока не влияет, разве что поток мимоидущего транспорта увеличился. Пока это скрещивающиеся прямые, если выражаться геометрически.
21-фев-2011 01:45 pm
Алеся, этот район пару лет "кристализировался", пока одни гопники не перезнакомились с другими. Я там жил с 2006 года и все наблюдал. Потом они перезнакомились, и Лошица стала теми же Чижами, Курасами и Серебром. А во что превратился парк - не передать словами. Место отдыха местной гопоты.
21-фев-2011 06:02 pm
Да, Лошицкий парк ещё не так давно был тихим, нетронутым уголком ушедшего прошлого, со своей атмосферой.
Какое-то благоустройство было, конечно, необходимо. Но, как показывают многочисленные примеры, в РБ не умеют (не научились) подходить к реставрации и благоустройству комплексно, продуманно и бережно.
Сейчас парк усилиями =реставраторов= превращается в заурядный парк отдыха (каких много по городу) граждан близлежащего микр-на Лошица. А ведь мог бы быть действительно красивым и привлекательным (во всех смыслах) месте отдыха.

Давно выяснил для себя одну нехитрую вещь: если вы интересуетесь историей и любите бывать в действительно интересных местах, полных аутентичных вещей и чуть уловимой, непередаваемой атмосферы (которую невозможно создать искуственно), такие места можно найти ТОЛЬКО там, куда не ступала нога теперешних =реставраторов=. Таких мест в Минске фактически уже нет. И таким местом был до недавнего времени Лошицкий парк.

Хороший вопрос: =Что является целью реставрации?= Лично для меня ответ очевиден. Если считать наследие всех прошедших исторических периодов историческим достоянием и ценностью (естественно, с поправкой на конкретный рассматриваемый объект), то ясно, что может и должно быть сохранено всё, что может нести культурно-информационную нагрузку и создавать такой атмосферный фон, который несёт в себе культурную многомерность и отражение разных событий прошлого. Это - разумный подход, кот. практикуется, например, в Европе.

Приведу маленький пример, чтобы было понятнее.
До преобразований, начатых на территории парка, недалеко от главной аллеи, на терр. бывш. института растениводства, стоял такой вот аутентичный домик, возможно, ещё довоенной постройки (причём, в отличном состоянии, на каменном фундаменте с цокольным этажом и т.д.). Возле домика рос целый ряд очень красивых кустов жасмина.
[URL=http://radikal.ru/F/i074.radikal.ru/1102/91/b8715aceeabd.jpg.html][IMG]http://i074.radikal.ru/1102/91/b8715aceeabdt.jpg[/IMG][/URL]
[URL=http://radikal.ru/F/s53.radikal.ru/i141/1102/2a/e5f8f16ddd9a.jpg.html][IMG]http://s53.radikal.ru/i141/1102/2a/e5f8f16ddd9at.jpg[/IMG][/URL]
С начатыми работами домик снесли =под 0=, на месте кустов - лужайка, сделанная бульдозером, словом, черты типичного парка отдыха налицо. Спрашивается, что можно было сделать при разумном подходе (а не через задницу)? Очевидно - сохранить домик и кусты как часть окружающего ландшафта и, тем самым, при очень малых затратах получить дополнительный культурно-эстетический элемент с функцией исторической ремарки (в домике можно было сделать что угодно, поменял крышу, навёл порядок и вариантов - море..). Тем более, что эта постройка - реально сооружение со своей историей.
Спрашивается - это сохранение культурного наследия? -Нет. Это создание очередного =места отдыха для народа= по шаблону. гопота чувствует себя очень уютно в преобразовавшемся парке..
Вонь от шашлыков, машины на газонах, пьяные крики, игра в футбол и заводная музыка - видимо такую картинку рисовали в уме авторы проекта по реставрации усадьбы..
Или я чего-то не понимаю?
21-фев-2011 08:06 pm
Все это риторические вопросы, ответ на которые очевиден. Вы описали именно то, что писал выше я. В Минске больше нельзя жить.
(Удалённый комментарий)
21-фев-2011 06:54 pm
Просто я более чем прохладно отношусь к рэпу...
21-фев-2011 06:23 pm
В парке неоднократно встречал людей, которые рассказывали разные интересные вещи. Например, что до начала 70-х в здании бывшей мельницы (от которой сейчас одни руины) было 3-хэтажное женское общежитие от какого-то университета.
Как-то встретил мужичка из местных. Так он рассказывал, что у него хранится довоенное фото, на котором виден идущий по реке возле усадьбы катер и видно лестницу, которая вела с пригорка у дома к лодочной пристани (сделанной ещё Любанским).
Жалею, надо было попросить мужичка скопировать фотографию.

Фото к предыдущему сообщению, по ошибке не выложил:
http://s013.radikal.ru/i322/1102/77/d7f9783db7fc.jpg
http://s012.radikal.ru/i319/1102/6e/db6beba6d143.jpg
21-фев-2011 07:07 pm
В Лошице жила мамина подруга (сейчас живет ее дочь). Дом был от Института картофелеводства, который одно время располагался в парковой усадьбе. В доме - все удобства, газовое отопление, большой сад. Я очень любил туда приезжать, это была деревня посреди Минска, даже клуб был деревенский. Неудобство было одно - шум самолетов.
Вряд ли имеет смысл там все сносить и строить многоэтажки. Можно было бы отдать этот участок под индивидуальную застройку - желающие найдутся.


21-фев-2011 07:27 pm
Там уже есть дома, которые не враз снесешь - мы с тобой тогда видели.
This page was loaded апр 27 2018, 6:27 am GMT.